Главная » Статьи » Тексты » Израильский альбом |
Хайфа возникла как римская база снабжения для проходящих легионов. Полководец Веспасиан двигался на юг к Иерусалиму в 67 г. и случайно, сам того не желая, основал будущую Хайфу. Через 60 с лишним лет другой палач Иудеи, император Адриан, потопив в крови восстание Бар-Кохбы и переименовав всю страну на греческий лад, построил дорогу в Ципори, который был центром Галилеи, чем укрепил статус Хайфы. Евреи в Хайфе были рыбаками. Кроме рыбы ловили моллюсков «хилазон» для выработки краски «аргаман» или пурпур. Даже сам город в средние века имел второе название Порфирион — от названия цвета. Этой краской пользовались также в различных религиозно-традиционных целях, в том числе для окраски талесов. Городом Хайфа стала не сразу. Долгое время этим названием объединялись несколько поселков: еврейские Шикмона и Шалмона и построенная римлянами Кастра, заселенная самаритянами, врагами евреев — для равновесия, очевидно. Строили в Хайфе и морские суда на местной судоверфи. Был здесь и порт, но не блистал размерами. Да и не особенно порт был нужен — рядом — Акко, Кейсария, Дор: есть выбор. Интересно, что в 10 в. по особому договору с евреями арабская династия Фатимидов поручила им защиту и охрану города. Именно евреи обороняли Хайфу в 1099 г. от крестоносцев. Не приняв предложения креститься, они были уничтожены все до единого. Город стал христианским почти на 200 лет. Затем он был разрушен. Его новая жизнь началась только в 18 в. (при бедуинском правителе), когда крошечную нищую деревушку среди древних развалин опять окружили крепостной стеной. Начался рост города. Ключевая дата для Хайфы — 1750 г. К этому моменту здесь был всего лишь маленький рыбачий поселок, который находился в районе центральной автобусной станции. Затем сюда пришли бедуины под руководством Дахр эль-Омара и был отстроен город — бедуинская столица. В тот период Хайфа была обнесена стеной, которая продержалась до 1860 г., а потом была разрушена насовсем. В те времена в городской стене было двое ворот.
Правда, именно химическая индустрия Хайфы и виновата в том, что здесь наихудшая в стране экологическая ситуация. Загрязнение окружающего пространства происходит в основном из-за трех учреждений: во-первых, это силовая электростанция Хайфы во-вторых, фабрики нефтепереработки, из труб которых идет чистый белый дым, а грязь стелется понизу; и, в-третьих, цементно-строительные заводы Нешер. Существует даже постановление об установке дополнительных фильтров на трубах этих заводов, которое они не выполняют. В наше время при планировании строительства фабрик проводиться в обязательном порядке экологическое исследование, чтобы избежать излишнего загрязнения атмосферы. Англичане, строившие здесь первые заводы, экологическую ситуацию не учитывали и отходы старых фабрик!до сего дня попадают прямиком в городскую атмосферу, особенно в северных и восточных районах Хайфы и в районе Крайот.
Рядом — дом инженера Пинхаса (Павла) Рутенберга. В центре Кармель находится Японский музей. Вся центральная улица Кармеля проходит точно по линии водораздела — от французского Кармеля до университета и далее. Верхние районы города стоят на контрфорсах, между которыми — долинки, являющиеся зелеными зонами. Застраивать эти долинки, и даже прокладывать через них дороги запрещено, поэтому связь между районами осуществляется только через центральное шоссе. Один из таких районов — Кабабир. Когда-то это была отдельная арабская деревня, теперь район города, в котором частично живут евреи, а частично ахмедиты. Мечеть ахмедитов довольно своеобразна, имеет два видных издалека минарета. Внизу, под Кармелем с запада — современное — с 1936 г. — кладбище. До этого времени городское кладбище находилось в районе улицы Яффо, а здесь была арабская деревня Кфар-Самир. В Хайфе существует проблема с местами на кладбищах, поэтому возникают многоэтажные могилы. Здесь пока еще достаточно свободного места. Недалеко есть и христианское кладбище. Южнее — новый промышленный район, наукоемкие производства, в основном, филиалы, где работают выпускники Техниона и Университета, чему нет специального объяснения. Бахайский храм — одна из главных достопримечательностей Хайфы. Сюда специально приезжают туристы, чтобы увидеть один из красивейших в мире восточных садов. В районе горы Кармель выше и ниже храма проводятся огромные работы по благоустройству всей площади, принадлежащей бахаям, от мошавы Германит внизу до самого верха горы. Должны быть построены 18 террас в виде семи свечников и 2 здания. Общая стоимость работ составляет 250 млн долларов — все деньги — пожертвования. В Хайфе находятся два захоронения — Бааба и Баха-Уллы. Купол здания над захоронением первого не золотой — специально обработанная медь, построен в 1953 г. на средства общины. Посещение с 9:00 до 12:00, вход в шортах запрещен, курить и есть на территории сада также запрещено, а входить в храм можно только босиком. Неподалеку от Бахайского храма на бульваре Сионизма в скверике размещается «Сад скульптур». В нем размещены 18 бронзовых скульптур работы Урсулы Мальбин. На самом верху горы находится женский монастырь Кармелиток. Название места «Французский Кармель» связано с Наполеоном, а второе название «Стелла Марис» переводится как «Морская Звезда». Здесь наверху остатки бункеров морской пехоты англичан, а сейчас одна из военно-морских баз Израиля. Во времена войны в Заливе здесь стояли противоракетные установки «патриот». Отсюда порядка километра ведет вниз пешеходная тропа через леса склона горы вниз, к Кармелитскому мужскому монастырю. Вся эта часть склона принадлежит ордену кармелитов. Под монастырем в самой церкви, куда, в отличие от монастыря, можно зайти, расположена пещера, в которой, по христианской традиции, пророк Илья скрывался от царя Ахава и царицы Иезавель. Пещера эта естественная, карстовая.
Это можно видеть в различных местах — и изображения звезд Давида (над входом на гербе ордена), имя Бога на эфодах, различные другие мотивы изображений и прочее. Наполеон использовал монастырь в качестве полевого госпиталя для раненых и больных солдат, которых он впоследствии бросил, отступая в Яффо. Солдаты были полностью вырезаны арабами. Во дворе монастыря стоит французская стела, посвященная солдатам Наполеона. Здание с маяком, стоящее через дорогу, также принадлежало ранее монастырю, но было передано в дар израильской армии, у входа его — колонна со статуей богоматери и надписью «Стела Марис». В мужском монастыре кармелитов живет монах и священник по имени Йоханан, по происхождению из Италии, который хорошо говорит на иврите. Церковь монастыря построена в 1830 г. на месте предыдущей, разрушенной, и является четвертой церковью на этом месте. Церковь расписана Луцием Понтием. Наверху — различные сцены из Ветхого Завета, 4 евангелиста в овалах. Надпись по-латыни гласит: «Честь Ливана дана тебе, Кармель и Шомрон». В окнах ниже — изображения, посвященные канонизированным святым кармелитов. В одном — профессор физики из Германии Эдит Штайн (справа у входа), которая стала монахиней в одну ночь и навсегда. В другом — арабка Мирьям Бак-карди (справа в глубине), третье, символизирующее подъем на Кармель, — Хуан де ла Круз (слева у входа). В четвертом —св. Тереза (слева в глубине). В музее церкви собраны раковины, кораллы, археологические находки, связанные с предыдущими церквами, предметы церковной утвари, куски колонн, фотография монастыря св. Брокарда (1209—1291) в долине эс-Сиах. На территории монастыря найдено множество захоронений той эпохи. Тропа у ворот северной части монастыря там, где скульптура св. Терезы — одной из основательниц монастыря, выходит к последней станции хайфской Виа Долороза. Здесь построено четырнадцать станций скорбного пути в соответствии со станциями в Иерусалиме, на тропе, по которой любят гулять монахи в свободное время. Керамика обелисков сделана в Испании, в городе Мание. Часть обелисков варварски разрушена, побита камнями, поэтому сегодня пройти сюда нельзя Напротив монастыря — наблюдательная площадка, куда снизу поднимается фуникулер, под ней — ресторан и кафе. В этих местах было много битв за Кармель, здесь сражался за верх горы Абдалла-паша, а англичане построили военный наблюдательный пункт, дважды взорванный «Хаганой». Отсюда видна капелла Стока — место английского бастиона, а ныне, место молитв. Еще дальше вниз, виден океанографический институт Израиля. Рядом с ним находится Тель-Шикмона, город еще танахических времен.
В те времена здесь жило всего несколько сотен семей, а главная и единственная улица немецкой колонии называлась Кармель штрассе. Еще во времена первой мировой войны англичане не приветствовали немцев в Палестине, а во время второй мировой, опасаясь шпионажа и диверсий в отношении своей промышленности, в частности петрохимии в Хайфе, они вывезли всех немцев, к тому моменту ставших активными членами национал-социалистической партии Гитлера, в Австралию и Новую Зеландию. С 1952 г. все дома района национализированы и использовались для государственных квартир и сдачи в аренду. Позже Германии была выплачена компенсация за имущество: немцы подсчитывали стоимость собственности очень скрупулезно, а вся сумма была вычтена из немецких репараций. Практически все дома немецкой колонии сохранились, среди них жилые и общественные: гостиницы, церкви и клубы . Первые дома строились немцами в типично европейском стиле, через некоторое время в архитектуре колонии начинает сказываться влияние и стиля левантийского — плоские крыши, круглые окошечки для вентиляции и тому подобное. Ранние строения симметричны, имеют печные трубы и красную черепицу, подвалы появляются только в более позднем строительстве. Многие дома имеют свою интересную историю, их обитатели когда-то были известны всему миру. Среди них — дом Шумахеров, принадлежавший семье архитекторов, художников и составителей карт, но прежде всего археологов, известных своими раскопками Мегидо. Сейчас их дом находится в частном владении. Неподалеку — дом известного путешественника сэра Лоуренса Олифанта, которыи легко опознать по надписи над входом. Сохранился домик для слуги, водяная помпа и любимый фикус путешественника. Сэр Лоуренс получил гуманитарное образование в Англии, а после смерти отца его семья в 60-х гг. прошлого века переехала в Америку. Там он и его мать вступили в секту, члены которой верят в переселение душ. В этот же период сэр Лоуренс привозит из Парижа молодую жену Алису. Вскоре после смерти матери глава секты Томас Харрис заявляет Лоуренсу, что тот должен развестись и постричься в монахи, завещав все свое немалое имущество секте. В результате Олифант решает покинуть Америку и в 1869 г. перебирается в Лондон. Сэр Лоуренс становится советником правительства Великобритании по делам Ближнего Востока и уезжает в Палестину помогать евреям в борьбе против турецких властей. Английское правительство не дает на это средств и сэр Лоуренс снабжает репатриантов на свои деньги и помогает им переезжать в Израиль. К нему присоединяется в качестве помощника и секретаря Нафтали-Герц Имбер, будущий автор израильского гимна «Ха-Тиква». Они поселяются в Хайфе, а также строят летний дом в друзской деревне Далият эль-Кармель. Алиса Олифант умерла в 1940 г. и похоронена в Хайфе, а сэр Лоуренс возвращается в Англию, где женится во второй раз и вскоре после этого умирает. В немецкой колонии также сохранилось здание, построенное немцами как сельскохозяйственная академия, в противовес французскому альянсу в Иерусалиме. Позже это здание становится первой в стране школой туризма, а затем детским садом.
Источник: http://mishmar.info | |
Просмотров: 903
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |